Основы языка JavaScript
Кирилл Юрьевич Жигалов, к.т.н., преподаватель Университета «Синергия»
СОДЕРЖАНИЕ
- Краткое описание языка
- Переменные
- Инструкции
- Типы данных
- Строки
JavaScript появился благодаря усилиям двух компаний – Netscape (Mozilla) и Sun Microsystems (Oracle). JavaScript позволяет создавать приложения, выполняемые как на стороне клиента, т.е. эти приложения выполняются браузером на компьютере пользователя, так и на стороне сервера.
- создание динамических страниц, реагирующих на действия пользователя;
- обработка элементов форм в режиме реального времени (проверка правильности ввода данных);
- создание полноценных приложений, работающих в пределах сайта;
- отслеживание действий, совершаемых пользователями и др.
- включение кодов JavaScript между тэгами <script> и </script>;
- подключение внешнего файла с кодами JavaScript с помощью тэга <script>;
- использование кодов JavaScript непосредственно в тэгах HTML при задании обработчиков событий.
1.Включение JavaScript между тэгами <script> и </script>
Для включения фрагментов программы на JavaScript или другом скрипте (объявлений переменных, описаний функций, операторов, вызовов функций и др.) обычно используется следующий шаблон:
<script [language=”Язык программирования, на котором написан скрипт”] [src=“Адрес файла со скриптом”]> программный код JavaScript </script>
Если при разработке сценария используется язык JavaScript, то параметр language можно не указывать.
2. Подключения внешнего файла с JavaScript
Для подключения внешнего файла с JavaScript-кодами используются те же самые тэги <script> и </script>, но в отличие от внутреннего встраивания тэг содержит параметр src, который задает URL-адрес внешнего файла с фрагментами JavaScript.
<script src=“Myscript.js” > </script>
js – стандартное расширение для JavaScript-файлов.
Особенности подключения JS
- Нельзя совместить в одном тэге-контейнере <script> и </script> внутреннее и внешнее подключение кодов JavaScript.
- Теги <script> могут использоваться в любом разделе HTML-документа и в любом количестве.Для HTML-тега назначается событие, при выполнении которого выполняется JavaScript код. Пример:<input type=button value=”Кнопка” onMouseOver=”window.alert(‘Hello World!’);
Правила объявления переменных
Переменная – это именованная область в оперативной памяти компьютера, предназначенная для хранения различной информации. Объявление переменных выполняется с помощью ключевого слова var:
var i;
var sum;
Один раз использовав ключевое слово var, можно объявить несколько переменных, перечислив их через запятую:
var i, sum
Присвоить какое-либо значение переменной можно с помощью оператора присваивания, который обозначается символом (=)
var num, msg; num = 10; msg = “Hello”;
Объявление переменных можно совмещать с их инициализацией. Инициализация – это одновременное выполнение двух действий: объявление переменной и присвоение ей начального значения:
var num = 10; var str = “hello”; var i = 0,
j = 1,
m = ‘a’;
Переменные в JavaScript не имеют типа, им может быть присвоено значение любого типа и позднее этой же переменной может быть присвоено значение другого типа.
var x = 10;
x = “текст”;
Если при объявлении переменной ей не было присвоено никакое значение (не была инициализирована), она будет содержать значение undefined (в переводе с англ. неопределённое), пока ей не будет присвоено другое значение.
Имена переменных. Идентификаторы
Идентификатор – последовательность букв, цифр, а также специальных символов.
Идентификаторы выступают в качестве имен переменных, функций, свойств объекта, и т.д.
При выборе идентификатора необходимо учитывать:
-
- Идентификаторы не могут совпадать ни с одним из ключевых (зарезервированных) слов JavaScript. Для интерпретатора они имеют специальное значение, т.к. являются частью синтаксиса языка.
- Идентификаторы могут состоять из одного и более символов.
- JavaScript чувствителен к регистру символов, следует учитывать регистр при обращении к переменным, функциям и т.д.
- Идентификаторы могут начинаться с буквы, символа подчеркивания (_) или знака доллара ($). Далее могут следовать любые буквы, цифры, знаки доллара, или символы подчеркивания.
Примеры допустимых идентификаторов
x
my_var
_myCar2
$cash
Зарезервированные слова
JavaScript резервирует ряд идентификаторов, которые играют роль ключевых слов самого языка.
abstract | boolean | break | byte | byvalue |
case | cast | catch | char | class |
const | continue | default | do | double |
else | extends | false | final | finally |
float | for | future | generic | goto |
if | implements | import | inner | instanceof |
int | interface | long | native | new |
null | operator | outer | package | private |
protected | public | rest | return | short |
static | super | switch | syncronized | this |
throw | throws | transient | true | try |
var | void | volatile | while |
Зарезервированные имена методов
JavaScript резервирует ряд идентификаторов, которые играют роль ключевых слов самого языка.
clone |
equals |
finalize |
getClass |
hashCode |
notify |
notifyAll |
toString |
wait |
Инструкции
Любая программа состоит из последовательности инструкций. Инструкция является указанием на совершение какого-либо действия. Окончание инструкции обозначается символом “точка с запятой” (;).
var myNumber = 12;
Использование точки с запятой для указания конца инструкции не является обязательным условием. В JavaScript между инструкциями можно не ставить точку с запятой, если они находятся на разных строках. первая инструкция
вторая инструкция
При размещении инструкций на одной строке, их надо обязательно разделять с помощью точки с запятой, тем самым сообщая интерпретатору, где заканчивается первая инструкция и начинается следующая. первая инструкция; вторая инструкция
Комментарии
Комментарии – пояснения к исходному коду программы, оформленные по правилам, определённым языком программирования.
Функции комментариев:
- помогают правильно понять текст программы;
- временное исключение части кода программы.
Виды комментариев:
- однострочный; // это однострочный комментарий
- многострочный. /* Это многострочный комментарий. Он расположен на нескольких строках */
Литералы
Литералы (константы) представляют собой константы, непосредственно включаемые в текст программы, в отличие от прочих данных – констант и переменных, обращение к которым осуществляется посредством ссылок. Литералы не могут быть изменены в тексте программы.
var num = 10;
var tool = «молоток”;
10 и «молоток” – литералы, num и fish – переменные
Типы данных JavaScript
Типы данных в JavaScript делятся на две категории:
- простые (примитивные) типы;
- составные (объекты).
К категории простых типов относятся:
-
- String – текстовые строки (строки)
- Number – числа
- Boolean – логические (булевы) значения
- null
- undefined
К основным типам данных относятся:
- Function – функции
- Array – массивы
- Object – объекты
Числа
Для представления чисел в JavaScript используется 64- битный формат, определяемый стандартом IEEE 754.Этот формат способен представлять числа в диапазоне от 5e-324 до 1.7976931348623157e+308. Все числа в JavaScript представляются вещественными значениями (с плавающей точкой), т.е. нет различий между целыми и вещественными значениями.var bigNumber = 3.12e8;
Любому числовому литералу может предшествовать знак минус (-), делающий число отрицательным.
В JavaScript имеются предопределённые глобальные переменные Infinity и NaN.
Переменная Infinity хранит специальное значение обозначающее бесконечность, переменная NaN также хранит специальное значение NaN (NaN сокращение от англ. Not a Number – не число).
Значение бесконечности можно получить в результате деления числа на 0: alert(123 / 0); // Infinity
Строки
Строка – это неизменяемая, упорядоченная последовательность 16-битных значений, каждое из которых представляет символ Юникода. Строки состоят из нуля и более символов.
Символы включают в себя буквы, цифры, знаки пунктуации, специальные символы и пробелы. Строки должны быть заключены в кавычки. Использовать можно одиночные кавычки (апострофы) или двойные кавычки.
- var myColor = “red”;
- var myColor = ‘red’;Строки заключённые в двойные кавычки могут содержать символы одиночных кавычек и наоборот. “одинарные ‘кавычки’ внутри двойных” ‘или “наоборот” ‘
Рекомендуемая литература
- Нотон П.JAVA:Справ.руководство:Пер.с англ./Под ред.А.Тихонова.- М.:БИНОМ:Восточ.Кн.Компания,1996:Восточ.Кн.Компания.-447с..-(Club Computer)
- Патрик Нотон, Герберт Шилдт Полный справочник по Java.- McGraw- Hill,1997, Издательство “Диалектика”,1997
- Дэвид Флэнэген Java in a Nutshell.- O’Reilly & Associates, Inc., 1997, Издательская группа BHV, Киев, 1998
- Ренеган Э.Дж.(мл.)1001 адрес WEB для программистов:Новейший путеводитель программиста по ресурсам World Wide Web:Пер.с англ..- Минск:Попурри,1997.-512с.ил.
- Сокольский М.В.Все об Intranet и Internet.-М.:Элиот,1998.-254с.ил.
- Чен М.С. и др.Программирование на JAVA:1001 совет: Наиболее полное руководство по Java и Visual J++: Пер.с англ./Чен М.С.,Грифис С.В.,Изи Э.Ф..- Минск: Попурри,1997.-640с.ил.+ Прил.(1диск.)
- Майкл Эферган Java: справочник.- QUE Corporation, 1997, Издательство “Питер Ком”, 1998
- Джо Вебер Технология Java в подлиннике.- QUE Corporation, 1996, “BHV-Санкт-Петербург”,1997
- Джейсон Мейнджер Java: Основы программирования.- McGraw- Hill,Inc.,1996, Издательская группа BHV, Киев,1997
- И.Ю.Баженова Язык программирования Java.- АО “Диалог-МИФИ”, 1997
- Джон Родли Создание Java-апплетов.- The Coriolis Group,Inc.,1996, Издательство НИПФ “ДиаСофт Лтд.”,1996
- Майкл Томас, Пратик Пател, Алан Хадсон, Доналд Болл(мл.) Секреты программирования для Internet на Java.- Ventana Press, Ventana Communications Group, U.S.A.,1996, Издательство “Питер Пресс”, 1997
- Аарон И.Волш Основы программирования на Java для World Wide Web.- IDG Books Worldwide,Inc.,1996, Издательство “Диалектика”,1996
- Кен Арнольд, Джеймс Гослинг Язык программирования Java.- Addison- Wesley Longman,U.S.A.,1996, Издательство “Питер-Пресс”, 1997
- Нейл Бартлетт, Алекс Лесли, Стив Симкин Программирование на Java. Путеводитель.- The Coriolis Group,Inc.,1996, Издательство НИПФ ДиаСофт Лтд.”,1996
- Крис Джамса Библиотека программиста Java.- Jamsa Press, 1996, ООО “Попурри”, 1996