WebRazrab

WebRazrab

Ваш помощник в обучении

Array

leafleafleafDocy banner shape 01Docy banner shape 02

Основы языка JavaScript

Кирилл Юрьевич Жигалов, к.т.н., преподаватель Университета «Синергия»

СОДЕРЖАНИЕ

  • Краткое описание языка
  • Переменные
  • Инструкции
  • Типы данных
  • Строки

JavaScript появился благодаря усилиям двух компаний – Netscape (Mozilla) и Sun Microsystems (Oracle). JavaScript позволяет создавать приложения, выполняемые как на стороне клиента, т.е. эти приложения выполняются браузером на компьютере пользователя, так и на стороне сервера.

  • создание динамических страниц, реагирующих на действия пользователя;
  • обработка элементов форм в режиме реального времени (проверка правильности ввода данных);
  • создание полноценных приложений, работающих в пределах сайта;
  • отслеживание действий, совершаемых пользователями и др.
  1. включение кодов JavaScript между тэгами <script> и </script>;
  2. подключение внешнего файла с кодами JavaScript с помощью тэга <script>;
  3. использование кодов JavaScript непосредственно в тэгах HTML при задании обработчиков событий.

1.Включение JavaScript между тэгами <script> и </script>

Для включения фрагментов программы на JavaScript или другом скрипте (объявлений переменных, описаний функций, операторов, вызовов функций и др.) обычно используется следующий шаблон:

<script [language=”Язык программирования, на котором написан скрипт”] [src=“Адрес файла со скриптом”]> программный код JavaScript </script>

Если при разработке сценария используется язык JavaScript, то параметр language можно не указывать.

2. Подключения внешнего файла с JavaScript

Для подключения внешнего файла с JavaScript-кодами используются те же самые тэги <script> и </script>, но в отличие от внутреннего встраивания тэг содержит параметр src, который задает URL-адрес внешнего файла с фрагментами JavaScript.

<script src=“Myscript.js” > </script>

js – стандартное расширение для JavaScript-файлов.

Особенности подключения JS

  • Нельзя совместить в одном тэге-контейнере <script> и </script> внутреннее и внешнее подключение кодов JavaScript.
  • Теги <script> могут использоваться в любом разделе HTML-документа и в любом количестве.Для HTML-тега назначается событие, при выполнении которого выполняется JavaScript код. Пример:<input type=button value=”Кнопка” onMouseOver=”window.alert(‘Hello World!’);

Правила объявления переменных

Переменная – это именованная область в оперативной памяти компьютера, предназначенная для хранения различной информации. Объявление переменных выполняется с помощью ключевого слова var:

var i;

var sum;

Один раз использовав ключевое слово var, можно объявить несколько переменных, перечислив их через запятую:

var i, sum

Присвоить какое-либо значение переменной можно с помощью оператора присваивания, который обозначается символом (=)

var num, msg; num = 10; msg = “Hello”;

Объявление переменных можно совмещать с их инициализацией. Инициализация – это одновременное выполнение двух действий: объявление переменной и присвоение ей начального значения:

var num = 10; var str = “hello”; var i = 0,

j = 1,

m = ‘a’;

Переменные в JavaScript не имеют типа, им может быть присвоено значение любого типа и позднее этой же переменной может быть присвоено значение другого типа.

var x = 10;

x = “текст”;

Если при объявлении переменной ей не было присвоено никакое значение (не была инициализирована), она будет содержать значение undefined (в переводе с англ. неопределённое), пока ей не будет присвоено другое значение.

Имена переменных. Идентификаторы

Идентификатор – последовательность букв, цифр, а также специальных символов.

Идентификаторы выступают в качестве имен переменных, функций, свойств объекта, и т.д.

При выборе идентификатора необходимо учитывать:

    • Идентификаторы не могут совпадать ни с одним из ключевых (зарезервированных) слов JavaScript. Для интерпретатора они имеют специальное значение, т.к. являются частью синтаксиса языка.
    • Идентификаторы могут состоять из одного и более символов.
    • JavaScript чувствителен к регистру символов, следует учитывать регистр при обращении к переменным, функциям и т.д.
    • Идентификаторы могут начинаться с буквы, символа подчеркивания (_) или знака доллара ($). Далее могут следовать любые буквы, цифры, знаки доллара, или символы подчеркивания.

Примеры допустимых идентификаторов

x

my_var

_myCar2

$cash

Зарезервированные слова

JavaScript резервирует ряд идентификаторов, которые играют роль ключевых слов самого языка.

abstract boolean break byte byvalue
case cast catch char class
const continue default do double
else extends false final finally
float for future generic goto
if implements import inner instanceof
int interface long native new
null operator outer package private
protected public rest return short
static super switch syncronized this
throw throws transient true try
var void volatile while

Зарезервированные имена методов

JavaScript резервирует ряд идентификаторов, которые играют роль ключевых слов самого языка.

clone

equals

finalize

getClass

hashCode

notify

notifyAll

toString

wait

Инструкции

Любая программа состоит из последовательности инструкций. Инструкция является указанием на совершение какого-либо действия. Окончание инструкции обозначается символом “точка с запятой” (;).

var myNumber = 12;

Использование точки с запятой для указания конца инструкции не является обязательным условием. В JavaScript между инструкциями можно не ставить точку с запятой, если они находятся на разных строках. первая инструкция

вторая инструкция

При размещении инструкций на одной строке, их надо обязательно разделять с помощью точки с запятой, тем самым сообщая интерпретатору, где заканчивается первая инструкция и начинается следующая. первая инструкция; вторая инструкция

Комментарии

Комментарии – пояснения к исходному коду программы, оформленные по правилам, определённым языком программирования.

Функции комментариев:

  • помогают правильно понять текст программы;
  • временное исключение части кода программы.

Виды комментариев:

  • однострочный; // это однострочный комментарий
  • многострочный. /* Это многострочный комментарий. Он расположен на нескольких строках */

Литералы

Литералы (константы) представляют собой константы, непосредственно включаемые в текст программы, в отличие от прочих данных – констант и переменных, обращение к которым осуществляется посредством ссылок. Литералы не могут быть изменены в тексте программы.

var num = 10;
var tool = «молоток”;

10 и «молоток” – литералы, num и fish – переменные

Типы данных JavaScript

Типы данных в JavaScript делятся на две категории:

  • простые (примитивные) типы;
  • составные (объекты).

К категории простых типов относятся:

    • String – текстовые строки (строки)
    • Number – числа
    • Boolean – логические (булевы) значения
    • null
    • undefined

К основным типам данных относятся:

  • Function – функции
  • Array – массивы
  • Object – объекты

Числа

Для представления чисел в JavaScript используется 64- битный формат, определяемый стандартом IEEE 754.Этот формат способен представлять числа в диапазоне от 5e-324 до 1.7976931348623157e+308. Все числа в JavaScript представляются вещественными значениями (с плавающей точкой), т.е. нет различий между целыми и вещественными значениями.var bigNumber = 3.12e8;

Любому числовому литералу может предшествовать знак минус (-), делающий число отрицательным.

В JavaScript имеются предопределённые глобальные переменные Infinity и NaN.

Переменная Infinity хранит специальное значение обозначающее бесконечность, переменная NaN также хранит специальное значение NaN (NaN сокращение от англ. Not a Number – не число).

Значение бесконечности можно получить в результате деления числа на 0: alert(123 / 0); // Infinity

Строки

Строка – это неизменяемая, упорядоченная последовательность 16-битных значений, каждое из которых представляет символ Юникода. Строки состоят из нуля и более символов.

Символы включают в себя буквы, цифры, знаки пунктуации, специальные символы и пробелы. Строки должны быть заключены в кавычки. Использовать можно одиночные кавычки (апострофы) или двойные кавычки.

  • var myColor = “red”;
  • var myColor = ‘red’;Строки заключённые в двойные кавычки могут содержать символы одиночных кавычек и наоборот. “одинарные ‘кавычки’ внутри двойных” ‘или “наоборот” ‘

Рекомендуемая литература

  • Нотон П.JAVA:Справ.руководство:Пер.с англ./Под ред.А.Тихонова.- М.:БИНОМ:Восточ.Кн.Компания,1996:Восточ.Кн.Компания.-447с..-(Club Computer)
  • Патрик Нотон, Герберт Шилдт Полный справочник по Java.- McGraw- Hill,1997, Издательство “Диалектика”,1997
  • Дэвид Флэнэген Java in a Nutshell.- O’Reilly & Associates, Inc., 1997, Издательская группа BHV, Киев, 1998
  • Ренеган Э.Дж.(мл.)1001 адрес WEB для программистов:Новейший путеводитель программиста по ресурсам World Wide Web:Пер.с англ..- Минск:Попурри,1997.-512с.ил.
  • Сокольский М.В.Все об Intranet и Internet.-М.:Элиот,1998.-254с.ил.
  • Чен М.С. и др.Программирование на JAVA:1001 совет: Наиболее полное руководство по Java и Visual J++: Пер.с англ./Чен М.С.,Грифис С.В.,Изи Э.Ф..- Минск: Попурри,1997.-640с.ил.+ Прил.(1диск.)
  • Майкл Эферган Java: справочник.- QUE Corporation, 1997, Издательство “Питер Ком”, 1998
  • Джо Вебер Технология Java в подлиннике.- QUE Corporation, 1996, “BHV-Санкт-Петербург”,1997
  • Джейсон Мейнджер Java: Основы программирования.- McGraw- Hill,Inc.,1996, Издательская группа BHV, Киев,1997
  • И.Ю.Баженова Язык программирования Java.- АО “Диалог-МИФИ”, 1997
  • Джон Родли Создание Java-апплетов.- The Coriolis Group,Inc.,1996, Издательство НИПФ “ДиаСофт Лтд.”,1996
  • Майкл Томас, Пратик Пател, Алан Хадсон, Доналд Болл(мл.) Секреты программирования для Internet на Java.- Ventana Press, Ventana Communications Group, U.S.A.,1996, Издательство “Питер Пресс”, 1997
  • Аарон И.Волш Основы программирования на Java для World Wide Web.- IDG Books Worldwide,Inc.,1996, Издательство “Диалектика”,1996
  • Кен Арнольд, Джеймс Гослинг Язык программирования Java.- Addison- Wesley Longman,U.S.A.,1996, Издательство “Питер-Пресс”, 1997
  • Нейл Бартлетт, Алекс Лесли, Стив Симкин Программирование на Java. Путеводитель.- The Coriolis Group,Inc.,1996, Издательство НИПФ ДиаСофт Лтд.”,1996
  • Крис Джамса Библиотека программиста Java.- Jamsa Press, 1996, ООО “Попурри”, 1996