Введение
ВЕРСТКА САЙТОВ (HTML5+CSS3)
Учебные вопросы темы:
- Понятие интернета и история его создания.
- Понятие Браузер.
- Понятие протоколов и служб интернета.
Вопрос 1. Понятие интернета и история его создания.
Интернет – это глобальная сеть, которая объединяет компьютерные сети меньшего размера, принадлежащие компаниям, правительствам, университетам и другим организациям, и позволяет им общаться друг с другом.
История появления и развития этой мировой паутины яркая и необычная, ведь уже через 10 лет после своего появления она завоевала множество организаций и стран, которые стали активно пользоваться сетью для работы. Вначале интернет служил исключительно группам исследователей и ученых, вскоре в эту группу втиснулись военные, а после – бизнесмены. После этого популярность интернета быстро разрослась. Пользователей соблазнила быстрота передачи информации, дешевая глобальная связь, множество легких и доступных программ, уникальная база данных и т.д.
Принципы, по которым строится Интернет, впервые были применены в сети ARPANET, созданной в 1969 году по заказу американского агентства DARPA. Используя наработки ARPANET, в 1984 году Национальный научный фонд США создал сеть NSFNET для связи между университетами и вычислительными центрами. В отличие от закрытой ARPANET подключение к NSFNET было достаточно свободным и к 1992 году к ней подключились более 7500 мелких сетей, включая 2500 за пределами США. С передачей опорной сети NSFNET в коммерческое использование появился современный Интернет.
В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic. Всемирная паутина набирала популярность.
В 1995 году NSFNet вернулась к роли исследовательской сети, маршрутизацией всего трафика интернета теперь занимались сетевые провайдеры, а не суперкомпьютеры Национального научного фонда.
В том же 1995 году Всемирная паутина стала основным поставщиком информации в интернете, обогнав по трафику протокол пересылки файлов FTP. Был образован Консорциум Всемирной паутины (W3C). Можно сказать, что Всемирная паутина преобразила интернет и создала его современный облик. С 1996 года Всемирная паутина почти полностью подменяет собой понятие «интернет».
В 1990-е годы интернет объединил в себе большинство существовавших тогда сетей (хотя некоторые, как Фидонет, остались обособленными). Объединение выглядело привлекательным благодаря отсутствию единого руководства, а также благодаря открытости технических стандартов интернета, что делало сети независимыми от бизнеса и конкретных компаний. К 1997 году в интернете насчитывалось уже около 10 млн компьютеров, было зарегистрировано более 1 млн доменных имён. Интернет стал очень популярным средством для обмена информацией.
Веб-поиск идет не по всем сайтам. Около 95% страниц, не индексируются, а потому невидимы для стандартных браузеров.
ВЕБ имеет три слоя:
- Поверхность.
- Глубокий.
- Темный.
Внутри глубокой сети скрывается темный веб или дарквеб: сайты, адреса которых прячут их от просмотра. Для доступа в дарквеб, нужно специальное ПО, например, Tor (созданный ВМС США для работы агентов разведки).
Существует множество способов использовать дарквеб законно: так сохраняют анонимность журналисты, активисты и информаторы, но по большей части его используют для преступной деятельности. На нелегальных рынках в дарквебе можно найти все.
У большинства людей интернет ассоциируется с отдельными платформами (Фейсбук, Инстаграм, ТикТок и т.д.), а не с вебом вообще. Некоторые даже не понимают, что заходят в сеть.
Это стало понятно, когда опросы и фокус-группы в Африке и Юго- Восточной Азии неожиданно показали, что пользователей «Фейсбука» больше пользователей интернета.
Вопрос 2. Понятие Браузер.
Браузер — это прикладное программное обеспечение для просмотра страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов; управления веб-приложениями; а также для решения других задач. В глобальной сети браузеры используют для запроса, обработки, манипулирования и отображения содержания веб-сайтов.
Функциональные возможности браузеров постоянно расширяются и улучшаются благодаря конкуренции между их разработчиками и высоким темпам развития и внедрения информационных технологий. Несмотря на то, что браузеры разных изготовителей базируются на разных технологических решениях, большинство современных браузеров придерживается международных стандартов и рекомендаций W3C в области обработки и отображения данных. Стандартизация позволяет добиться предсказуемости в визуальном представлении информации конечному пользователю независимо от технологии, которая использована для её отображения в браузере. Со времени начала применения браузеров во Всемирной паутине в начале 1990-х годов из простого средства просмотра текстовой информации браузер превратился в комплексное прикладное программное обеспечение для обработки данных и обеспечения интерфейса между информационными ресурсами и человеком. В последние годы многие разработчики браузеров сосредоточили свои усилия на повышении удобства пользовательского интерфейса браузеров для их использования в аппаратных устройствах, в которых применяются сенсорные экраны.
Браузеры распространяются, как правило, бесплатно. Потребителям браузер может быть поставлен в форме самостоятельного (автономного) приложения или в составе комплектного программного обеспечения. К примеру, браузеры Internet Explorer и Microsoft Edge поставляются в составе операционной системы Microsoft Windows; Mozilla Firefox — отдельно или в составе дистрибутивов Linux (например, Ubuntu); Safari — в составе операционной системы Mac OS X; Google Chrome, Opera и другие браузеры — как самостоятельные приложения во множестве вариантов для различных операционных систем.
Первый веб-браузер был создан в 1990 году сэром Тимом Бернерсом- Ли. Он назывался WorldWideWeb и позже был переименован в Nexus. Тем не менее, первым распространённым браузером с графическим интерфейсом был NCSA Mosaic. Исходный код этого одного из первых браузеров был открыт, и некоторые другие браузеры (Netscape Navigator и Internet Explorer) взяли его за основу. Этот браузер имел свои недостатки, но почти все они были устранены в браузере Netscape Navigator (некоторые сотрудники компании Netscape были из NCSA и участвовали в разработке Mosaic). Netscape выпустила Netscape Navigator под разные операционные системы (UNIX, Windows, Mac OS) и добилась заметного успеха, в том числе и коммерческого. Это побудило компанию Microsoft выпустить свой браузер Internet Explorer.
Основные браузеры на сегодняшний момент:
-
- Google Chrome.
- Mozilla Firefox.
- Internet Explorer.
- Opera.
- Safari.
- Onion.
Вопрос 3. Понятие протоколов и служб интернета.
Протокол, в данном случае, — это, образно говоря, «язык», используемый компьютерами для обмена данными при работе в сети. Чтобы различные компьютеры сети могли взаимодействовать, они должны «разговаривать» на одном «языке», то есть использовать один и тот же протокол. Проще говоря, протокол — это правила передачи данных между узлами компьютерной сети.
Протокол, в данном случае, — это, образно говоря, «язык», используемый компьютерами для обмена данными при работе в сети. Чтобы различные компьютеры сети могли взаимодействовать, они должны «разговаривать» на одном «языке», то есть использовать один и тот же протокол. Проще говоря, протокол — это правила передачи данных между узлами компьютерной сети. Систему протоколов интернета называют «стеком протоколов TCP/IP».
Наиболее распространённые в интернете протоколы (в алфавитном порядке, сгруппированные в примерном соответствии модели OSI):
В настоящее время в интернете существует достаточно большое количество служб, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:
- служба DNS, или система доменных имён, обеспечивающая возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имён вместо числовых адресов;
- электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;
- служба IRC, предназначенная для поддержки текстового общения в реальном времени;
- телеконференции, или группы новостей, обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;
- служба FTP — система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;
- служба Telnet, предназначенная для управления удалёнными компьютерами в терминальном режиме;
- World Wide Web (WWW, W3, «Всемирная паутина») — гипертекстовая система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
- потоковое мультимедиа.Перечисленные выше службы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.
Наряду со стандартными службами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы типа Instant Messenger (своеобразные интернет-пейджеры — ICQ, AOL и т. п.), системы интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т. д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.
Для стандартных служб также стандартизируется и интерфейс взаимодействия с протоколами транспортного уровня. В частности, за каждым программным сервером резервируются стандартные номера TCP- и UDP-портов, которые остаются неизменными независимо от особенностей той или иной фирменной реализации как компонентов сервиса, так и транспортных протоколов. Номера портов клиентского программного обеспечения так жёстко не регламентируются. Это объясняется следующими факторами:
-
- на пользовательском узле может функционировать несколько копий клиентской программы, и каждая из них должна однозначно идентифицироваться транспортным протоколом, то есть за каждой копией должен быть закреплён свой уникальный номер порта;
- клиенту важна регламентация портов сервера, чтобы знать, куда направлять запрос, а сервер сможет ответить клиенту, узнав адрес из поступившего запроса.
Вопросы для самопроверки:
-
- Чем, в традиционном представлении отличается веб-приложение от сайта:
- Традиционный сайт статичен, в то время как веб- приложение интерактивно всегда.
- Это целиком одинаковые вещи, в разных контекстах обозначающиеся по-разному.
- Традиционный сайт всегда интерактивен, а веб-приложение статично.
- Веб-приложению для работы нужен интернет, а сайту он не обязателен.
- К основным этапам создания сайтов не относится следующая работа:
- Первичная настройка рабочего места разработчика.
- Определение целей сайта и требований к нему.
- Разработка дизайн-макета.
- Верстка дизайн-макета.
- С чего следует начинать создание сайта:
- С определения целей сайта и требований к нему.
- С разработки дизайн-макета.
- С написания ТЗ.
- С размещения серверной части.
- Какого раздела нет в классическом ТЗ:
- Дизайна приложения.
- Общих слов.
- Страницы с описанием.
- Описания контента.
- Дизайн-макет сайта это:
- Нечто среднее между блочной схемой и прототипом выполненное графически.
- Текстовое описание страниц сайта/приложения.
- Описание технических решений, применяемых при создании сайта.
- Блочное описание принципов взаимодействия элементов сайта/приложения.
- Чем, в традиционном представлении отличается веб-приложение от сайта: